Геральдические армейские знаки Некоторые из операций германской армии приобретали затяжной характер и требовали взаимодействия разнородных частей. В таких случаях, по согласованию с ОКВ, для группы войск, задействованных в операции, вводился дополнительный знак в виде геральдического щита с гербом.
Как правило, первыми такие гербы появлялись на командирских и штабных машинах. Впрочем использование такой геральдики не было общим правилом для вермахта, потому количество принятых эмблем и их внешний вид в настоящее время уже невосстановимы.
Командирские и служебные флажки
Штабные машины германских командных структур, личные и представительские легковые автомобили для выделения их в общем потоке транспорта могли нести специальные флажки, отражавшие звание (должность) командира и подразделение, к штабу которого приписан автомобиль. В качестве флажков использовались окрашенные металлические пластинки прямоугольной или треугольной формы. Форма, цвет и изображение на флажках соответствовали уровню соединения и рангу командира. В большинстве случаев использовались красный, белый и черный цвета (Waffenfarbe). Формы и элементы флажков подразделений во многом повторяли принятые топографические символы на картах (армейские группы -квадратной формы с черно-белыми шахматными квадратами, танковые группы -квадратной формы с диагональной шахматной закраской, армейские корпуса -прямоугольной формы с диагональным разделением, верхний треугольник черный, нижний -красный и т.д.). Дивизионные знаки обычно наносились прямо на эти флажки.
Служебными флажками имели право пользоваться штабные офицеры и официальные представители, имевшие ранг офицеров. До 23 апреля 1941г. генералы и штабные офицеры имели единый флажок-вымпел - треугольную пластину размером 20х30см с изображением орла со свастикой. Позднее на генеральских вымпелах свастика и орел наносились "золотым" цветом. Для официальных лиц командирские флажки разрабатывались отдельно и были мало связаны с армейскими стандартами. Маршалы применяли специальный командирский флажок квадратной формы 30х30см с орлом над скрещенными маршальскими жезлами.
Флажок подразделения устанавливался на левом крыле, служебный флажок, отражавший ранг офицера, - на правом. В случае, если офицер в настоящий момент не следовал в автомобиле, флажки снимались или чехлились. В некоторых случаях снимался только офицерский флажок, а флажок подразделения заменял нарисованную эмблему части.
И, наконец, еще один флажок - флаг с красным крестом. Он обычно поднимался на грузовиках, перевозивших раненых. Знак красного креста дублировался на крыльях, бортах и капоте машины. По правилам, если машина следовала без раненых, порожняком, флаг с красным крестом сворачивался, скручивался вокруг древка, а не опускался.